|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Психогигиена быта. У нас в стране все более и более полно удовлетворяются бытовые потребности человека. В этих условиях наиболее важное значение в области психогигиены приобретают вопросы взаимоотношений людей в быту. Грубость, невнимание к человеку, пренебрежение к его интересам могут в ряде случаев иметь более тяжелые для пострадавшего последствия, чем иная физическая травма. В ряде случаев источниками психической травмы являются невротики, психопаты и даже психически больные люди. Предупреждение таких травм и лечение больных, способных причинить вред окружающим, своевременная госпитализация тех из них, которые в ней нуждаются – важное психогигиеническое мероприятие.
Многолетние наблюдения говорят, что возможно патогенное влияние на предрасположенных лиц со стороны душевнобольных, психопатов и невротиков при длительной совместной жизни с ними.
Крепкий и дружный коллектив может оказать положительное влияние на находящегося в нем невротика или психопата. Но в ряде случаев такие больные оказывают вредное влияние на окружающих: создают беспокойную обстановку, подают примеры, отрицательно воздействующие на неустойчивых людей, особенно детей. Предупреждение таких отрицательных влияний со стороны нервнопсихически больных требует серьезной психопрофилактической и психогигиенической работы.
Психические заболевания и пограничные состояния, а также и некоторые соматические заболевания могут обостряться или возникать под влиянием неправильного поведения окружающих.
Весьма значительный процент невротиков и психопатов – члены семейств алкоголиков. Жены и дети алкоголиков живут в беспрерывно травмирующей обстановке и нередко расплачиваются за пристрастие мужа и отца к алкоголю тяжелыми заболеваниями. Алкоголики мешают людям работать, нередко оказывают вредное влияние на окружающую молодежь, вредят производству и иногда повинны в тяжелых уголовных преступлениях. Под влиянием мужей и отцов-алкоголиков иногда начинают злоупотреблять алкоголем женщины, дети, подростки, что представляет зло, еще большее, чем алкоголизм мужчин. Если жена алкоголика становится алкоголичкой, это ведет к особо тяжелому разложению семьи, особо тяжелым условиям воспитания детей. Не приходится говорить, насколько тяжело влияет привычка употреблять алкогольные напитки на детей.
В ряде стран весьма распространена наркомания. Курение опиума и употребление наркотических средств особенно разрушающе действует на организм молодых людей, подавляя их волю, вызывая психические расстройства. Борьба с алкоголизмом и наркоманией – важная область общественной психогигиены.
В быту нередко вредное влияние на психику оказывают отрицательного характера мелочи, которым некоторые люди придают слишком большое значение. Психогигиена быта требует правильной оценки происходящего, умения овладевать эмоциями, особенно подавлять эмоции, вызванные предметом или происшествием, значение которого кратковременно и невелико. Подчинение эмоций и их проявлений разуму особенно необходимо в быту с его еще неизбежными мелкими затруднениями. С другой стороны борьба за устранение самих этих мелочей, которые порой вовсе не оказываются мелочами, является и психогигиенической проблемой. Установление между людьми отношений благожелательности, тактичности, принципиального отношения к нарушителям морали социалистического общества – одно из важнейших требований психогигиены.
Серьезной проблемой психогигиены становятся телевидение и радио. Громкость передач, утомление от сидения за телевизором, недосыпание, особенно детей, просматривание и слушание неподходящих передач детьми, – вопросы, мимо которых не может пройти психогигиена.
Широко известны вредные влияния на психику и поведение детей и подростков многих детективных, порнографических фильмов, выпускаемых в капиталистических странах, особенно в США.
Психогигиена семьи и сексуальной жизни. Этот раздел психогигиены имеет огромное значение, не всегда правильно оцениваемое. Прочность семьи, дружба и взаимное уважение между собой старших, разумная любовь, справедливость в отношении к младшим, общность взглядов и интересов членов семьи, необходимая уступчивость в их взаимоотношениях – содействуют созданию счастливой семьи, обеспечивают правильное воспитание детей. Дурные отношения в семье образуют условия, тяжело отзывающиеся на нервнопсихическом состоянии ее членов. Неврозы особенно часто возникают у детей, растущих в неблагоприятно сложившихся семейных условиях.
Психогигиенический аспект может быть полезен в решении ряда вопросов брака: о благоприятном возрасте вступления в брак, о различии возрастов мужа и жены (особенно большое расхождение в возрасте супругов с психогигиенической стороны нельзя, как правило, считать желательным), о значении наследственной отягощенности. Психогигиеническая консультация в ряде случаев может быть полезна и в решении вопроса о разводе супругов, где этот вопрос поставлен. Психогигиена, где это возможно, должна быть защитником принципа сохранения семьи, особенно при наличии в семье детей.
Одной из важнейших задач психогигиены является работа в области упорядочения половой жизни. Нарушения в этой области, допускаемые мужчиной или женщиной, часто бывают чреваты тяжелыми последствиями для членов семьи. С позиций психогигиены, как и с позиций морали советских людей, врач должен отстаивать принцип верности супружескому долгу, конечно, учитывая все особенности семейной ситуации. Он должен принимать участие в борьбе с неупорядоченной половой жизнью, которая является источником многих психических травм и нервных расстройств.
Буржуазное общество и яркое выражение его морали – учение Фрейда возводят сексуальные влечения в основной закон жизни. Такая концепция сексуальной жизни низводит человека ниже уровня животного.
Вместе с тем, нельзя не понимать, что половое влечение – физиологически закономерное влечение, которое требует нормального удовлетворения. Но сексуальное влечение в разлагающемся буржуазном обществе приобретает неправомерно большое значение и носит нередко извращенный характер. Это поддерживается покупкой женщин, а нередко также мужчин в целях полового общения, лживостью, пронизывающей брачную жизнь и укрепляемой церковью, приниженным положением женщины. В нашем обществе нормальная половая жизнь в соответствующем возрасте, в условиях семейной жизни – интимная, не допускающая распущенного афиширования, но и не таинственная, не представляет, конечно, собой господствующей стороны ее.
Сексуальная распущенность, выдвижение полового влечения на первый план жизни человека являются выражением не врожденных инстинктов, как утверждают психоаналитики, а в основном – продуктом неправильного воспитания и развращенности. Неправильно построенная половая жизнь делается нередко мучительной тайной человека, источником внутренних и внешних конфликтов. Доминирующее значение половой жизни у отдельных людей и следует считать уродством развития личности. Именно на почве отклоняющейся от нормы половой жизни и неправильного отношения к ее этической стороне часто возникают такие расстройства половой функции, как половая слабость у мужчин и фригидность у женщин, которые нередко крайне тяжело переживаются человеком.
Было бы неправильно отделять половое воспитание от общего воспитания, психогигиену половой жизни от общей психогигиены. Распущенность, повышенная сексуальная возбудимость, раннее преувеличенное тяготение к «тайнам» половой жизни, погоня за мимолетным удовлетворением половой потребности тесно связаны с общими чертами характера человека, с общим моральным обликом личности.
Психогигиена требует строгости и чистоты половой жизни, взаимного уважения, верности, общности интересов и идеалов женщины и мужчины, наличия детей, где это возможно.
Психогигиена должна разработать формы освещения вопросов половой жизни в разных возрастах. Эту сторону психогигиенической пропаганды следует развивать. Врачам нужно расширить психотерапевтическую помощь при психогенных и не психогенных нарушениях половой функции, при патологических уклонениях от нормального полового развития и удовлетворения полового влечения.
Психогигиена коллективной жизни. Специального рассмотрения требует вопрос о взаимоотношениях людей в организованных коллективах и в относительно случайных общениях.
Взаимоотношения людей в семье, производственной бригаде, школьном классе, в общежитии, в клубе, в парках, театрах и т. п. ставят вопрос о теснейшей взаимосвязи интересов человека с интересами окружающих.
Ряд ученых в капиталистических странах, разрабатывая вопросы психологии, психогигиены и психотерапии, исходят из концепций микросоциологии в небольших коллективах и группах. При этом, как правило, не учитываются вопросы классовых различий, социальные взаимоотношения, особенности отдельных членов группы. Эти исследования теряют при этом конкретность и лишают возможности изучить подлинную реальность жизни в коллективе.
Близость мотивов и побуждений членов группы, готовность их к взаимной поддержке, имеет огромное психогигиеническое значение. Как показал ряд исследований при комплектовании трудовых коллективов (бригад, экспедиций, команд и пр.), может быть, в ряде случаев необходим учет, как говорят, «взаимной совместимости» участников по особенностям личности, иногда по возрасту, идейной направленности и пр. Это весьма сложный вопрос, который каждый раз должен решаться в зависимости от стоящей задачи, от условий работы и многих других моментов (задачи воспитания и обучения, подготовки смены и т. д.).
Организационные вопросы. Необходимо развивать теорию и практику психогигиены. Нужно обеспечить возможно более широкую исследовательскую комплексную работу в различных областях психогигиены с участием представителей разных специальностей.
Несомненно, что правильно поставленная физическая культура приобретает большое психогигиеническое значение. Все больше и больше людей всех возрастов вовлекаются в нее. Но, к сожалению, сознательное стремление, наряду с укреплением своего тела, специально заботиться о всестороннем укреплении психического здоровья получило еще недостаточное развитие. По вопросам психогигиены необходимо развить пропаганду, привлекая к ней не только врачей, но и педагогов, писателей, юристов и др. Большое значение могла бы иметь организация психогигиенических консультаций при заводах, высших учебных заведениях и пр.
(М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 392-396)
См. так же материалы сайта:
* Психология личности. Практикум. Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача (автор-составитель В.А. Урываев)
* Комплексная самохарактеристика. Практикум. - Часть 8 «Каскадная» оценка профессиональных умений (способностей) личности врача (автор-составитель В.А. Урываев)
* Глава 5.
Системный подход к здоровью и исцелению (Норманн Казинс)
* Психическая гигиена: практическое применение, методы, организация (по Р. Конечному и М. Боухалу)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |