|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ВОСПИТАНИЕ ВРАЧА
Особенности врачебной профессии. В круг вопросов медицинской психологии следует включить также и вопрос о воспитании врача, которое не может быть оторвано от обучения будущего врача. В этом вопросе медицина соприкасается с педагогикой, как наукой об обучении и воспитании.
Трудно назвать профессию, которая была бы так ответственна, как профессия врача, которому доверяет человек свое здоровье, свою жизнь, здоровье и жизнь своих близких. Каждый поступок, каждое слово врача имеет нередко исключительно большое значение для людей, ждущих его помощи. Чтобы быть способным нести с честью возлагаемую на него обществом высокую ответственность, врач должен быть не только обучен своей специальности, но и воспитан в соответствии с ее требованиями.
Во врачебной работе представлены процесс руководства больным со стороны врача и взаимодействие его и больного. Так как болеют люди с разными особенностями личности, разным характером и разным интеллектом, а свойства личности играют роль в возникновении и течении болезни, то врачу нужно уметь эти свойства хотя бы до какой-то степени распознавать и сообразовываться с ними. Врач должен быть внимателен не только к тому, что касается организма больного, но и его личности, его переживаний, потребностей, больного как человека.
Осуществляя лечебно-профилактическую работу, врач имеет перед собой не абстрактную и стандартную болезнь, а живого человека, реагирующего на болезнь, на врача, на течение болезни, на связанные с болезнью обстоятельства жизни. Врач, таким образом, должен разбираться не только в болезни, но и в личности больного. Он может быть очень предан делу лечения, но незнание им психики больного может снижать его возможности оказать больному полноценную помощь. Врач должен уметь распознавать, с кем он имеет дело и в соответствии с этим детализировать свои задачи, свою тактику. Есть больные скрытные, застенчивые, стыдливые, есть, наоборот, откровенные, незастенчивые и нестыдливые. Это должен уметь оценить врач.
Некоторые больные склонны преувеличивать свою болезнь, другие склонны преуменьшать ее. Есть больные ипохондрически-мнительные и есть не чувствительные и не сознающие в достаточной мере свою болезнь. Все это не может не потребовать разных подходов врача к этим больным. Здесь указаны лишь немногие характерологические варианты особенностей личности больных, их отношения к своей болезни, к врачу, но на самом деле их много. Не имея возможности все их перечислить, ограничимся отдельными примерами.
Уже говорилось о ятрогении как болезненной реакции, вызванной неправильными словами или действиями врача. Ятрогенное действие может зависеть от неправильной оценки врачом особенностей больного, например, его отношения к своей болезни. Опасливого, тревожно-мнительного больного надо успокоить, снизить его напряжение и тревогу; легкомысленно относящемуся к болезни совершенно необходимо указать ее серьезность, нужно мобилизовать его осторожность. Недифференцированная тактика врача в отношении разных больных может, в отдельных случаях, оказаться для него вредной. Большую ошибку допустит врач, если станет успокаивать легкомысленно относящегося к болезни и повышать бдительность в отношении своего здоровья и без того тревожно-мнительного больного.
В вопросах терапии часто приобретает особое значение откровенность и доверие больного в отношении врача. Но для того, чтобы добиться такого доверия или откровенности, врачу нередко нужно уметь правильно подойти к больному, иногда нужно уметь заметить, что он что-то скрывает.
Лечение больного в ряде случаев может замедлиться и быть даже обречено на неудачу, если в происхождении и течении болезни значительную роль играют психические моменты, а врач этого своевременно не вскроет. Отсюда ясно, что каждый лечащий врач должен быть психологически и психотерапевтически вооружен.
Важно тонкое понимание больного хирургом. Этого, в частности, требовал от хирурга Н. И. Пирогов. Но далеко не всегда хирурги уделяют внимание состоянию психики больного. Чем сложнее и ответственнее оперативное вмешательство, тем больше внимания должно быть уделено подготовке к операции больного, и в этой подготовке существенную и трудную часть представляет область психологическая. Состояние психики больного в ряде случаев может требовать изменения даты операции, специальных лечебных мероприятий в предоперационном периоде. Больной перед операцией должен быть по возможности спокоен, надеяться на успех операции, верить врачу. Современная психофармакология располагает разнообразными «успокоителями». Отрицать или недооценивать их значение, конечно, нельзя. Но все же эти успокоители так меняют тонус и реактивность вегетативной нервной системы, что пока трудно сказать, в какой мере этот способ успокоения достаточен и безвреден.
Вместе с тем фармакологические «успокоители», ликвидируя возбуждение, далеко не всегда устраняют страх и тревогу перед операцией. Здесь нужна и психотерапия.
Важным моментом оперативного вмешательства является наркоз. Наркотизатор должен правильно сочетать поступление наркотизирующего вещества и воздуха. Больные по-разному реагируют на прекращение подачи воздуха. Одни спокойны, другие обнаруживают длительное возбуждение, третьи возбудимы, но сдержанны, проявляют возбуждение в значительных вегетативных реакциях. Возможно, что случаи шока при наркозе относятся сюда.
Так, больная И., 16 лет, подверглась операции по поводу нагноения шейных
желез. Она была возбудима и экспансивна. Когда ей внезапно наложили на лицо маску (эфирно-хлороформный
наркоз), она забилась, задыхаясь, и в тревожном возбуждении вырвалась, ударила
нечаянно по лицу профессора, производившего операцию. Он приостановил
наркотизацию, успокоил больную и дал указание о постепенном исключении воздуха
под маской. После этого больная спокойно погрузилась в наркоз, и операция
прошла благополучно.
В послеоперационном периоде состояние общего психического тонуса и психическое воздействие на него также, конечно, имеет немалое значение.
Все эти вопросы многократно освещались как в зарубежной, так и в отечественной литературе. С. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, А. И. Яроцкий, В. Ф. Зеленин, Р. А. Лурия и многие другие авторы писали много и убедительно о том, как важно для врача разбираться в состоянии психики больного. И все же эти взгляды проникли в систему подготовки врачей далеко недостаточно.
Разумеется, при общем значении психического момента на разных этапах лечебного воздействия степень его зависит и от психических особенностей больного. Так, для больных возбудимого, тревожного, мнительного, впечатлительного характера роль различных моментов в условиях лечения особенно резко нарастает.
Обучение и воспитание врача. Учитывая необходимость получения врачом хотя бы элементарных знаний в области психологии больного, Министерство здравоохранения СССР постановило ввести в медицинских институтах курс медицинской психологии. Медицинская психология здесь должна быть частью общей медицинской пропедевтики и имеет значение для всех клинических дисциплин.
Также, конечно, необходимо расширение исследовательской работы в области медицинской психологии, которая могла бы стать опорой преподавания.
Существенную сторону подготовки врача представляет его воспитание. Каждая преподаваемая в высших учебных заведениях дисциплина должна быть оценена и с точки зрения ее воспитательного значения. В этом смысле роль медицинской психологии очень велика. Понимание больного, его моральных качеств, его подлинно человеческого облика, его переживаний, его страданий является важным моментом в деятельности врача. Он должен быть подготовлен и по знаниям, и по пониманию своего долга к тому, чтобы в его деятельности эта сторона была обеспечена. Это является одним из важных условий настоящей гуманности врачебной профессии. К сожалению, еще приходится встречать врачей, которые за болезнью желудка, глаз, даже мозга не видят страданий больного человека. Так, например, молодой врач (сторонник нового метода лечения) показал опытному хирургу больную и предложил применить для ее лечения новый метод. Хирург осмотрел больную и при этом сказал: «Это (у больной) – не нога, а деревяшка. Что Вы с ней собираетесь делать?» Впоследствии молодой врач существенно помог больной. Но не столь важно, что консультирующий хирург ошибся в прогнозе. Ошибка такого рода возможна. Но, конечно, недопустимо так говорить в присутствии больной, даже если врач не уверен в благополучном исходе лечения. Сколько здесь бесчеловечного игнорирования переживаний больного человека, пренебрежительного отношения к его чувствам. Обучение и воспитание врача в медицинском институте должно быть всячески направлено на предотвращение возможности столь грубых ошибок. Можно думать, что преподавание медицинской психологии сыграет в этом свою роль. Успешное решение задачи при этом требует, чтобы и все кафедры тесно сотрудничали с курсом психологии в обучении и воспитании студента-медика.
Слово «гуманный» означает человечный. Врач, лишенный понимания особенностей индивидуальных свойств, присущих конкретной личности, не может иметь правильного подхода к больному.
Издавна существует деонтология как научная дисциплина о правилах поведения человека.
Медицинская деонтология – это система требований, которые предъявляются к медицинскому работнику, которыми он должен руководствоваться в своей деятельности и которые он обязан выполнять.
У нас были опубликованы ценные работы по хирургической деонтологии и др.
Конечно, каждая медицинская специальность выдвигает свои дополнительные требования, но в основе всех их лежит моральный кодекс врача, т. е. система обязательств, которые принимает на себя врач, получая диплом, и которые раньше им скреплялись собственноручной подписью («врачебная клятва»).
Некоторые психологические и характерологические качества врача. Врачу, прежде всего, необходимо сознание долга и ответственное отношение к своим обязанностям, благожелательное, внимательное и сочувственное отношение к больному, приветливость в обращении с ним, выдержка и самообладание во взаимоотношениях с больными, которые нередко в результате болезни становятся раздражительными, нетактичными. Важны и необходимы для врача интерес и любовь к медицинскому делу, терпение и настойчивость в достижении лечебного результата, сочетание мягкости с разумной настойчивостью в отношении к больному, сочетание осмотрительности с решительностью. Перечисленные качества нужны, пожалуй, во всех случаях взаимодействия с людьми, но нет надобности доказывать, что они особенно важны в работе врача.
Здесь нет возможности объяснять и доказывать необходимость этих качеств, но по поводу некоторых нужно сказать дополнительно несколько слов. Разумеется, сознание долга, интерес и любовь к делу безоговорочно необходимы для каждой специальности.
Однако, если в немедицинских профессиях эти качества требуются в общении, как правило, между здоровыми людьми, то не таково положение в медицине.
Врач общается с больным человеком, психика которого может быть изменена или непосредственно вследствие заболевания центральной нервной системы или же в результате переносимых им страданий. В этом общении врачу приходится занимать совершенно особое положение, от него здесь требуется особая чуткость, особый такт, особо тонкое понимание больного, обстоятельств, в которых находится больной, того, что ожидает от него больной.
Управление своим поведением является особенно важным условием успешной работы врача и всего медицинского персонала. Врач может быть утомлен, угнетен, перераздражен рядом трудностей, но, несмотря на это, с больным он должен быть бодр, приветлив и владеть собой. Теплота, приветливость необычайно ободряют и привлекают больного к врачу. Наоборот: скучное, неприветливое, холодное, формальное отношение отпугивает, отталкивает, раздражает и угнетает больного. Мягкость и самообладание особенно необходимы при взаимодействии с раздражительными и раздражающими больными. Врач сам может обладать раздражительным характером. Некоторые больные могут особенно его раздражать. Но если врач не может совладеть при этом с собой, то это сильно снижает его врачебные достоинства или даже делает его непригодным для врачебной деятельности.
Перечисленные выше и другие положительные качества могут быть выражены в той или иной степени. От их развития зависит степень соответствия человека профессии врача. Этот комплекс свойств не является врожденным и неизменным, он развивается в процессе воспитания и опыта практической работы. Будущий врач должен знать, какие качества от него требуются, и всячески при помощи своих учителей и старших товарищей развивать в себе любовь к своему делу, к больному, являющуюся при этом решающим фактором. Можно ли любить врачебное дело и не любить больного? Так иногда бывает. Но при отсутствии любви к больному врач не только будет работать хуже, но ему будет гораздо труднее работать и гораздо труднее добиваться желательного результата. А что значит любить больного? Любовь к больному – это, прежде всего, живое сочувствие ему. У некоторых людей болезнь вызывает сочувствие и желание помочь, других отталкивает, третьих оставляет безразличными. Для врачебной профессии подходит именно первая категория людей. Сознание долга и сочувствие, желание помочь является силой, которая позволяет преодолевать многочисленные трудности врачебной профессии. И эти качества врача должны быть сформированы у него в процессе воспитания и образования преподавателями, а также в процессе постоянной его работы над собой, самовоспитания. Эти качества врач должен своим словом, примером воспитывать у своих сотрудников.
Существенным для врача является большая работоспособность. Врач для нее черпает силы из сознания врачебного долга, помноженного на живое сочувствие больным, нуждающимся в его помощи.
Качества врача, его способность привлекать к себе добрые чувства больных в большой мере зависят от его общей культуры. 40 лет тому назад известный физиолог В. Я. Данилевский писал, «что для выполнения своих широких профессиональных задач врач прежде всего должен быть представителем общего научного образования, с широким кругозором, а не простым специалистом-ремесленником».
Обучение и воспитание врача не должно допускать, чтобы умение применять различные точные методы исследования, различные эффективные методы лечения, ослабляло бы его внимание к больному со всеми его индивидуальными особенностями, заслоняло бы от него больного.
Врач должен в пределах своей специальности в полной мере владеть новейшей техникой, но только никогда техника не должна овладевать им, подчинять его себе.
Сказанное о качествах врача имеет значение и для молодежи, которая стоит перед проблемой выбора профессии. Знание особенностей профессии и медицинской деонтологии является важным не только для решения вопроса о том, быть врачом или нет, но также и для выбора определенной медицинской специальности.
Нельзя забывать о том, что врач является руководителем медицинского среднего и младшего персонала, что он – руководитель режима отделения и отвечает за всю атмосферу, которая должна быть психотерапевтической.
В процессе обучения необходимо развивать у будущего врача соответствующую направленность и интерес к организаторской работе.
Пригодность к медицинской деятельности. Врачебная профессия относится к трудным профессиям. Еще имеется в медицине много неизвестного, много нерешенных вопросов, существует много тяжелых заболеваний с роковым исходом. Порой усилия врача оказываются бесплодными. Болезнь может оказаться смертельной. Иной раз жизнь больного может быть спасена, но он выходит из болезни с тем или иным дефектом, приводящим его в ряде случаев в отчаяние, иногда вызывающим у него необоснованную обиду на врача. Больной может оказаться неблагодарным и неправым в отношении врача. Врач, будучи до конца добросовестным, может все же допустить и ошибку, которую нелегко переживает, даже если она оправдана обстоятельствами. Все это требует от врача большой стойкости, способности правильно оценить и свои действия, и отношение окружающих, умение подчинить личные чувства высокому долгу.
Среди больных врачу-непсихиатру могут встретиться невротики и психопаты, и даже душевнобольные, люди с тяжелым характером, алкоголики и пр. В этих условиях врачу приходится особенно проявлять выдержку, продолжать усилия в борьбе с болезнью, иногда даже вопреки противодействию больного, вопреки его неправильным установкам.
Если же сам врач является невротиком, психопатом или алкоголиком, то для него профессиональная деятельность становится особенно трудной.
Пессимизм и скептицизм, если они овладевают врачом, губительно отзываются на его работе.
В условиях советского здравоохранения важнейшим фактором, определяющим оптимизм врача, является его уверенность в том, что больным у нас доступна любая показанная им форма лечения, обеспеченная успехами медицины и прогрессом медицинской науки.
Можно бы отметить еще ряд общих и более частных черт личности, которые нужно воспитывать у врача. Сюда относится общая высокая культура, специально культура врачебной деятельности, организованность в работе, любовь к порядку, аккуратность и чистоплотность врача, т. е. черты, на которые указывал еще Гиппократ. Дополнительные требования, предъявляемые к различным медицинским специальностям, относятся скорее к профессиональной подготовке, чем к общему воспитанию врача. В заключение нужно сказать, что гуманнейшая из профессий – медицинская в условиях советской действительности обеспечивает величайшие возможности творческого приложения усилий медицинского работника и является самым мощным источником его преданности врачебному делу.
(М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 407-414)
См. так же материалы сайта:
* Психология личности. Практикум. Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача (автор-составитель В.А. Урываев)
* Комплексная самохарактеристика. Практикум. - Часть 8 «Каскадная» оценка профессиональных умений (способностей) личности врача (автор-составитель В.А. Урываев)
* Глава 5.
Системный подход к здоровью и исцелению (Норманн Казинс)
* Психическая гигиена: практическое применение, методы, организация (по Р. Конечному и М. Боухалу)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |