|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Изменение глобальной медицинской парадигмы с патоцентрической на саноцентрическую,
переход от медицины-патологии к медицине-санологии
оставались бы пустым словом, благим пожеланием в отсутствие методологических
обоснований. По существу, такой переход немыслим без новой медицинской
идеологии точно так же, как он немыслим без должного социоэкономического
обеспечения. В этом плане знаменательно высказанное на страницах “Вопросов
психологии” предложение А. Б. Орлова: “В
Известное право на обсуждение этого
предложения дает мне тот факт, что термин “внутренняя картина здоровья” (ВКЗ),
за которым к тому времени уже стояли определенные концептуальные разработки,
впервые использован мной в работе
Прежде всего хочу отметить,
что введение термина ВКЗ не является сугубо терминологической новацией. Если бы
речь шла только о новом термине для обозначения старой сути, только о новом
товарном знаке на старой вещи, то игра, вероятно, не стоила бы многих свеч.
Даже если рассматривать ВКЗ как антоним ВКБ (внутренней картины болезни), то
надо заметить, что ВКБ в том смысле, в каком ввел это понятие А. Р. Лурия, продолжая разработки Гольдшейдера,
есть не термин, а концепция. Ее принципиальная новизна и продуктивность
определялись, как известно, тем, что ВКБ понималась не просто как реакция
личности на болезнь, аккомпанемент болезни, но как патопластический
и потенциально патогенетический фактор. В концепции А. Р. Лурия
ВКБ как система переживаний и понимании болезни обрела права гражданства
наравне с верифицированными данными анамнеза, соматичеcкими и параклиническими
симптомами. Можно только удивляться и радоваться тому, что концепция ВКБ не
стала, подобно многим другим концепциям в разных сферах науки, объектом
тоталитарной инквизиции: она оставалась тем ручейком, из которого брали начало
многие будущие психосоматические подходы в нашей стране, выходящие за рамки кортико-висцеральной теории. Как
бы то ни было, речь идет о судьбе концепции, а не термина, что хорошо
доказывается и широко известными советскими работами, посвященными ВКБ.
Является ли ВКЗ антонимом ВКБ? Как мне представляется,
нет. В патоцентрической медицине “здоровье” и “болезнь”
– действительно антонимы, но патоцентрическая
медицина и не нуждается в понятии о ВКЗ, – вполне достаточно ВКБ. Однако по
мере перехода к представлениям о медицине-санологии
концепция ВКБ становится в известном смысле тесной, требуя соотнесений уже не
только с болезнью, но и со здоровьем как с полюсами континуума “здоровье –
болезнь”: здоровье и болезнь перестают здесь быть антонимами, по крайней мере –
только антонимами, их отношения сложнее и многозначнее.
Исчерпывающие когнитивные дефиниции здоровья остаются делом будущего. Но и сегодня можно заметить, что здоровье как индивидуальная норма
есть мера отклонения от физиологической, статистической и индивидуальной норм.
Человек — субъект этой индивидуальной нормы – так или иначе
знает (представляет себе или думает, что знает), что такое здоровье, и
соотносит с этим свое актуальное состояние. Это-то целостное представление, “для-себя-знание” о здоровье мы и обозначаем как ВКЗ. Вопрос
исследовательских подходов – как анализировать ВКЗ, какие аспекты, стороны,
уровни в ней выделять для целей анализа и т. д.; сейчас нас интересует другое. И поскольку индивидуальная норма здоровья это
флуктуирующая мера отклонения от общих норм, то ВКЗ и ВКБ оказываются понятиями
не просто сопоставляемыми, но соподчиненными. ВКБ в свете нашей концепции
предстает не только как связанное с болезнью психическое новообразование, но
как частный случай ВКЗ: индивидуальные вариации внешних и внутренних границ
семиотического пространства ВКЗ определяют место в нем и переживание человеком
своего актуального состояния как здоровья или болезни. Иными словами, ВКБ это
ВКЗ в условиях болезни. Клиническая и клинико-психологическая практика приносят
этому множество подтверждений. Может быть, наиболее яркий пример такого рода –
трансформация латентной ипохондричности в клиническую
ипохондрию. Человек считает себя больным лишь тогда, когда его переживания
своего состояния не “вписываются” в картину его ВКЗ и, напротив, представления
о здоровье могут быть настолько широкими, что обнимают широкий круг
патологических состояний. Это не может не сказываться на формировании образа
жизни, своевременности обращения за помощью, ожиданиях к ней и
удовлетворенности ею. ВКБ предстает как частный случай ВКЗ и в содержательном
плане, ибо болезнь практически никогда не воспринимается и не переживается сама
по себе, но всегда – в контексте жизненного пути личности, т. е. в соотнесении
со здоровьем, как оно дано в прошлом и видится в футуристическом опыте
личности. Эвристическая и теоретическая ценность предлагаемой нами концепции
ВКЗ состоит, таким образом, в адекватности парадигме медицины-санологии
и возможности обеспечения оптимальных подходов к решению проблем здоровья –
болезни как проблем континуума человеческого бытия. В противном случае пришлось
бы вводить множество новых терминов: “внутренние картины донозологических
состояний”, “предболезни” и т. п.
Предлагаемая нами концепция ВКЗ позволяет подойти и к
постановке проблемы индивидуальных ВКЗ и культуры
здоровья. С одной стороны, наложения, пересечения, взаимодействия индивидуальных ВКЗ образуют семиотическое пространство ВКЗ в
групповом и, далее, в массовом сознании, с другой – существующая культура
задает определенные требования к культуре здоровья и сказывается на построении
индивидуальных ВКЗ. Складывается взаимодействие этих двух сторон в саногенные или патогенные комплексы,- зависит как от
системы культуры, так и от индивидуальности. Такое взаимодействие можно
экспериментально отслеживать в системах “ребенок – семья”, “семья – культура”,
“культура – идеология”. Разрабатываемое нами в настоящее время методическое
обеспечение такого рода исследований определяется концепцией ВКЗ.
Я, безусловно, согласен с А. Б. Орловым в его высокой
оценке потенциальных возможностей анализа ВКЗ. Открывающиеся при этом перспективы
настолько широки, что исследования потребуют и коллективных усилий, и
междисциплинарной кооперации, и, конечно, концептуальной и
понятийно-терминологической согласованности, не претендующей, впрочем, на
установление единомыслия. Это возможно лишь на путях диалога, попыткой которого
и является моя заметка.
Список
литературы:
1. Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья и
соматические заболевания у детей // Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов Всесоюзной конференции (Москва, 17-18. XIII. 1986). М., 1986. С. 74-75.
2. Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья и
психосоматический потенциал индивида // Психогенные и
психосоматические расстройства: Тезисы научной конференции 24-
3. Губачев Ю. М., Каган В.
Е., Якубзон А. М. Половой диморфизм переживания
болезни при невротических кардиоалгофобиях
// Психол. журн. 1990. Т. 11. № 5. С. 61-66.
4. Орлов А. Б. Возникновение новой психодиагностики:
некоторые симптомы и тенденции // Вопр. психол. 1991.
№ 5. С. 129-130.
http://www.brsu.brest.by/pages/psychology/issues/
Каган
В.Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция?
// Вопросы психологии. 1993. №1
См. также:
* Социальная психология личности.
Практикум. – Тема 3. Реакция личности на болезнь (автор-составитель В.А.
Урываев)
* Глава 1. Анатомия болезни с точки зрения пациента (Норман Казинс)
* Психология обращения с больными.
Сведения, заимствованные из смежных областей знания (Иштван Харди)
* Психологические факторы адаптации к
болезни и выздоровлению (по Л.П. Урванцеву)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |