|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Общие методические положения. Задачи клинико-психологического исследования выдвигают в отношении его организации различные требования. На первом месте здесь отметим: четкую дифференцированность ставящихся перед больным задач и условий их выполнения. Иногда малейшее, как будто малозначительное изменение задачи оказывается решающим для уровня и характера ее решения обследуемым больным. Будучи многократно подтвержденным в повторных, сходно построенных экспериментах, определенное влияние такого изменения нередко может явиться характерным для психики изучаемого больного. Исследование этого влияния и может как раз привести к выявлению важных особенностей больной психики.
Например, больной всегда считает правильно стуки метронома в ритме до 120 ударов в минуту и всегда ошибается в счете при большей скорости. Это может служить вполне убедительным доказательством того, что простейшие интеллектуальные операции при несколько ускоренном, вполне доступном для всякого здорового человека, темпе становятся непосильными для обследуемого больного, что такого рода интеллектуальные процессы протекают у него патологически замедленно.
Психологическое исследование может быть достаточно эффективным только тогда, когда проводящий его твердо знает, что именно он с его помощью изучает. Эту четко определенную цель исследующий не должен упускать из виду в процессе исследования, не должен уклоняться от нее к несущественным и случайным для нее наблюдениям, учитывая последние, но не теряя основные в данном отрезке исследования цели и задачи.
Это требует творческого отношения к исследованию. В ходе исследования становится ясным, на что надо обратить особое внимание, что надо подвергнуть проверке, какие вариации методик целесообразно применять.
Если экспериментально-психологическое исследование проводится в присутствии третьих лиц, они не должны включаться в него без соответствующей договоренности с тем, кто его проводит. Не зная точно, что именно хочет выяснить ведущий исследование, легко одним не соответствующим его намерениям замечанием обесценить результаты исследования.
И. М. Сеченов в своей известной работе «Кому и как разрабатывать психологию» предлагал принять за аксиому, что основой научной психологии должна быть принята «мысль о психической деятельности с точки зрения процесса», что нужно выводить все стороны психической деятельности «из понятия о процессе».
На этих положениях И. М.. Сеченова должно неуклонно строить и исследование психики больного человека. Это делает необходимым вести исследование не по застывшим схемам, как это характерно для большинства тестов, проводящихся в ряде западных стран, а следует учитывать каждый выступающий в процессе исследования значащий факт, который должен быть проверен и использован возможно полнее применительно к задаче исследования.
Основная задача исследования ни в коем случае не должна быть представлена как выяснение лишь качественной и количественной, а тем более одной количественной, стороны результата, организованной в целях исследования деятельности больного. В этой задаче решающее место должно занимать установление особенностей самого психического процесса, пути движения его к той или иной цели. Движение психического акта и его результат должны изучаться как подлинное неразрывное единство. Именно в течении психического процесса со всеми его особенностями определяется характер его результата.
Отход от этих положений неизбежно приводит к грубейшим ошибкам в характеристике психики больного. Например, больной решает задачу только, если в процессе решения он вслух или шепотом повторяет условие, выполняет арифметические действия, но он не в состоянии решать задачу про себя, хотя до болезни был способен к этому. В таком случае и при правильном решении следует считать установленными патологические изменения в его мышлении.
Представим себе больного, который бредовым образом трактует задание и в соответствии с этим его решает как иную, а не заданную задачу. Если такая перестройка задания не будет выявлена исследующим, он неизбежно сделает ошибку в оценке психического акта и состояния больного в целом. Подходить к оценке ошибочных результатов решения больными той или иной задачи следует крайне вдумчиво и дифференцирование, в зависимости от того, приходит ли он к этим результатам в порядке «короткого замыкания» или в процессе длительного, неправильно построенного мыслительного акта, длительных, поисков решения.
Нельзя не сказать о большом значении повторности получаемых в исследовании данных. Повторно наблюдавшееся явление только и может чаще всего служить критерием достоверности, неслучайности его. Конечно, повторность нельзя в психологическом исследовании понимать узко, буквально. Не обязательно, чтобы убедиться в значимости полученного при исследовании факта, получить его в повторном исследовании точно таким же. Для этого достаточно бывает повторного выявления определенных тенденций, проявляющихся хотя бы на очень различном материале. Например, наличие патологического снижения памяти может выявиться как при специальных исследованиях памяти, так и при исследовании мышления или восприятия, различные разделы исследования при этом подкрепляют друг друга. Выполнение указанных здесь и ниже требований необходимо для того, чтобы полностью исключить субъективизм в толковании полученных при психологическом исследовании материалов.
Как и всякое исследование, экспериментально-психологическое исследование в клинике должно строиться по определенному плану, построенному в зависимости от его задач. Задания, которые дают исследуемому, должны в каждом отдельном случае подбираться в зависимости от общих задач исследования, особенностей больного и хода исследования, в тесной связи с данными клиники.
Конечно, если клиника отмечает у больного афазию или даже подозрение на афазию, то психологическое исследование должно особое внимание уделить его речи. Но вместе с тем, конечно, нельзя ограничиться исследованием только того, что первоначально наметило клиническое наблюдение.
Разнообразие приемов исследования и тех видов деятельности, которые организуются в связи с его задачей (поскольку это разнообразие допускается состоянием больного) — одно из важнейших требований, предъявляемых к исследованию. Такое разнообразие дает возможность яснее выделить при сопоставлении результатов различных разделов исследования общие черты психологических процессов и свойства психики исследуемого. Особенности того или иного нарушения наиболее вскрываются, выступая в различных психических процессах. Например, персеверация или истощаемость могут выступать у одного больного в речи, в восприятии, в припоминании и пр. У другого больного они могут выступать только, например, в речи. Такое различие может помочь выявлению наличия ограниченной локальности или разлитого характера поражения головного мозга.
Вместе с тем, разнообразие методик и заданий, используемых в исследовании, открывает возможность сопоставить пораженность отдельных сторон психики, выявить их соотношение, структуру патологических изменений психики, обеспечивает дифференцированное понимание психических нарушений.
Сравнительное изучение нарушений различных сторон психики наиболее обеспечивает достоверность выводов из исследования. Значение такого изучения можно иллюстрировать следующим примером: нарушение операций условными смыслами у больных шизофренией часто бывает выражено значительно больше, чем нарушение других интеллектуальных операций, при органических поражениях головного мозга такое соотношение встречается редко. Установление определенного вида соотношения между разными сторонами мышления имеет большое диагностическое и прогностическое значение.
Весьма часто одна и та же форма деятельности должна изучаться на различных вариациях того же задания, построенных с соблюдением его основных психологических особенностей. Вместе с тем, и буквальное повторение уже выполнявшихся больным заданий в ряде случаев бывает целесообразно, а нередко необходимо.
Такое повторение иногда помогает раскрыть новые стороны психики исследуемого, в частности, такие, как обучаемость и истощаемость, особенности внимания.
Для правильной оценки результатов исследования с такими внешне точно повторенными заданиями необходимо всегда учитывать, что повторение задания существенно меняет условия его выполнения. Повторно решаемая задача есть уже, собственно, иная задача, как для решающего ее больного, так и для исследующего. Исследующий должен полностью это учитывать.
Применение при исследовании для решения той или иной задачи разнообразных вариаций методики одного задания, привлечение больного к различным действиям, но одинаково опирающимся на подлежащие исследованию психические процессы, обеспечивает одно из важнейших условий достоверности выводов из исследования.
Например, если необходимо проверить, характерна или случайна для больного ошибка, допускаемая им при арифметической операции, нет нужды предлагать больному производить вновь операцию с теми же числами, что и раньше. Могут быть даны и другие числа, однако с теми же особенностями, которые могли быть существенными для возникновения прежней ошибки.
Если желательно более полно представить себе процесс решения, следует предложить больному вынести его в громкую или письменную речь, конечно, учитывая, что это существенно меняет условия решения, что при этом уже исследуется до некоторой степени другой интеллектуальный процесс. Если больной не решил и не может решить задачу «про себя» можно, и не предлагая еще ему решать ее в громкой или письменной речи, помочь ему решать задачу «про себя», в той или иной тщательно учитываемой мере наводя его на нужный путь, открывая ему отдельные этапы этого пути. Если такая помощь будет регулярно приводить к улучшению результатов, у исследующего накапливаются основания для суждения о том, что именно такого рода уточнение или расчленение инструкции помогает больному.
Таким образом, возникает возможность прийти к заключению о том, какие именно процессы более доступны больному, какие у него более пострадали.
Инструкция (задание) должна формулироваться в доступной больному форме. При этом форма и содержание ее должны учитываться во всех деталях. Самым тщательным образом следует учитывать: процесс понимания больным инструкции, какие трудности он при этом испытывает, как повторения инструкции, ее перестройки влияют на действия больного? Выявление особенностей понимания инструкции помогает исследующему характеризовать интеллект больного и его отношение к исследованию.
Очень ценны те методы психологического исследования, которые в самой своей структуре обеспечивают выразительную объективную регистрацию.
Ценной аппаратурой для психологического исследования является в настоящее время магнитофон, благодаря которому речь исследуемого и исследующего может многократно воспроизводиться и глубоко в последующем изучаться. Начали у нас выпускаться приборы (речеграфы), способствующие регистрации и анализу ряда особенностей речи: интонации, громкости и т. д. Выше были приведены описания методик исследования движений, с кимографической записью, дающих хорошую объективную регистрацию, и позволяющих раскрыть некоторые новые стороны исследуемого.
Таковы же некоторые исследования анализаторов, вегетативных реакций (психогальваническая реакция и др.), электроэнцефалография и электромиография и др. Но при пользовании этими методами исследования не всегда можно ограничиваться только присущей им регистрацией. Такая регистрация всегда является односторонней. Кимограммы, полученные при исследовании моторики, например, нельзя достаточно оценить, если не сопоставить их с данными наблюдения за больным, с анализом его высказываний, характеристикой его деятельности в целом.
Давно получило признание исследование электрогальванического рефлекса, соединенное с психологическим исследованием. Безусловно, имеет большое значение исследование тех или иных психических процессов в связи с изменениями электроэнцефалограммы и электрокардиограммы. В ряде работ последнего времени (Gudien, Oldington и др.), посвященных исследованию моторики желудка, было показано наличие выраженных изменений в электрогастрограммах при эмоциональных сдвигах. Этого рода исследования могут сыграть, где они осуществимы, большую роль в исследовании психосоматических отношений, в выявлении психогенных моментов в нарушении деятельности внутренних органов.
Нельзя не указать на большое значение практики психотерапии и трудовой терапии для раскрытия ряда закономерностей в медицинской психологии.
Исследуя структуру, характер определенного отдельного действия больного, любой отдельной реакции его, мы, вместе с тем, всегда изучаем его психику, сознание, личность в целом. Не учитывая этого, мы не можем правильно понять и оценить строение отдельного действия. И поэтому психологическое исследование должно обязательно регистрироваться в протоколе во всех своих деталях полно и точно. Протокол исследования должен содержать в себе описание условий исследования, все слова, сказанные в его процессе исследующим и исследуемым (конечно, при магнитофонной записи этого можно не делать, хотя мы предпочитаем речь с магнитофона переносить затем в протокол), движения больного, не записанные на кимограмме, его мимику, вегетативные реакции и пр.
Протоколируя исследование, следует учитывать, что при последующей обработке протокола нередко в нем раскрываются факты, смысл и значение которых во время исследования оставались в известной мере для исследующего скрытыми. В протокол заносятся факты, а не их осмысливание, хотя в примечаниях к нему и могут быть в специальном разделе отмечены и соображения исследующего, возникающие в ходе исследования, а также позднее—в процессе обработки протокола.
Для того, чтобы обеспечить полноту и точность протокола, приходится нередко замедлять темп исследования (если оно проводится без магнитофона), по крайней мере там, где это не извратит самой идеи исследования, его задачи. Случается, что больного стесняет ведущийся протокол (ведет ли его исследующий или его помощник). В таких крайних случаях протокол записывается сейчас же после исследования по памяти. Конечно, ценность такого рода записи имеет ограниченное значение.
Самый же факт такого отношения больного к записи его высказывания должен быть проанализирован и учтен в итогах исследования.
Любое задание исследующего больному не может рассматриваться как служащее исследованию лишь какой-то отдельной группы процессов. Это всегда следует иметь в виду. Протокол должен вестись так, чтобы при последующем его анализе можно было бы извлечь из него все, характеризующее поведение и личность больного в целом.
В протоколе исследования следует записывать и то, что говорит и делает исследующий. Как уже указывалось, помогая исследуемому понять и выполнить задание, мы иногда существенно изменяем условия выполнения последнего. Поэтому в анализе поведения больного следует учитывать эту помощь. Все это должно быть отмечено в протоколе.
Индивидуальный план исследования. Необходима известная индивидуализация плана психологического исследования. Он должен быть построен в соответствии с клиникой и со специальными задачами исследования, а также с учетом выявляющихся возможностей больного. Не столь редко, наблюдая больного в клинике, врач оценивает его возможности не вполне правильно, или снижая, или завышая их. Нет нужды, и прямо нежелательно (во избежание возникновения у больного чувства своей неполноценности или обиды), ставить перед больным задания, для него чрезмерно легкие или явно недоступные. При исследовании лучше переходить от менее доступных заданий к более доступным, таким путем определяя порог доступности в той или иной сфере. Выяснение порога доступности — одна из важных задач исследования.
Следует сказать, что не меньшее значение имеет для исследования выяснение характера поведения больного при малодоступной ему деятельности. Вопросам методик психологического исследования посвящена также недавно выпущенная книга М. П. Кононовой и С. Я. Рубинштейн.
Заключение по психологическому исследованию и математическая обработка материала. Важной фазой психологического исследования является анализ полученных материалов и составление заключения.
Конечно, как само исследование, так и анализ материалов и составление заключения в большей мере определяются частными задачами исследования: помощь диагностике, оценка состояния больного, выявление динамики синдрома, патогенетические вопросы, вопросы экспертизы. Значение и характер заключения различны в зависимости от того, проводит ли психологическое исследование сам клиницист, ведущий больного, или это поручается психологу-специалисту в области клинической психологии.
Последний, конечно, должен подготовить для лечащего врача более подробное, развернутое, с достаточным количеством иллюстраций, заключение. Оно должно содержать не только анализ отдельных моментов исследования, но и сопоставление их, и общие выводы по результатам всего исследования в целом.
Из одних данных психологического исследования, конечно, делать диагностические выводы неправомерно. Поэтому, как правило, нельзя рекомендовать в заключение по психологическому исследованию включать выводы в отношении диагноза. Если заключением будет пользоваться врач, не участвовавший непосредственно в исследовании и мало знакомый с такого рода исследованием, при необходимости могут быть допущены предположительные соображения и в отношении диагноза.
Математическая обработка в ряде случаев помогает выявлению ряда закономерностей. Она имеет большое значение особенно при массовом исследовании, при применении факториального анализа для установления роли отдельных факторов в происхождении тех или иных явлений, в целях вероятностного анализа, т. е. выяснения вероятности обнаружения тех или иных явлений в тех или иных условиях в той или иной группе больных. Конечно, очень важно, чтобы математическая обработка не заслоняла целостного, личностного характера психических процессов.
Некоторые вопросы организации психологического исследования и его применимости. Само собой разумеется, что при психологическом исследовании должно сделать все возможное, чтобы обеспечить контакт больного с исследующим, устранить его беспокойство, напряженность. Этот момент делает желательным, где это возможно, проведение исследования лечащим врачом.
Важно также учесть время исследования: нежелательно исследовать больного, когда он утомлен, хочет спать, есть и т. о.
Очень важно правильно решать вопрос о том, кто именно должен проводить психологическое исследование. Рядовое психологическое исследование следует проводить,. как правило, лечащему врачу. Более углубленное исследование, где оно нужно и возможно, может проводить врач, получивший специальную подготовку в области клинико-психологических исследований. Ценную работу в этой области исследования могут проводить и проводят специалисты-психологи, достаточно знакомые с вопросами клиники. При всех случаях крайне важно, чтобы врачи, особенно невропатологи и психиатры были достаточно подготовлены к проведению психологического исследования и к анализу и использованию его результатов.
Следует остановиться на вопросе о том, какие больные могут быть подвергнуты психологическому исследованию. Некоторые врачи ошибочно полагают, что психологическое исследование возможно и целесообразно только при наличии у больного в той или иной мере сохранной связной речи. Мы полагаем, что это неверно. Возможно и бывает целесообразным экспериментально-психологическое исследование также больных с бессвязной речью и не говорящих и даже не понимающих речи. Лишь явное решительное сопротивление больного исследованию крайне затрудняет последнее, но тоже не делает его невозможным. Уже само сопротивление и поводы к его возникновению, его черты, его направленность существенно характеризуют больного, могут и должны изучаться. В остальных случаях почти всегда возможности психологического исследования достаточно широки при применении правильно подобранных, адекватных методик и при построении выводов, правомерно вытекающих из полученных в исследовании материалов.
Приведем в качестве иллюстрации отрывок протокола исследования не говорящего (мутичного) ребенка.
Мальчик Д., 3 лет. Вовсе не говорит и не реагирует на
речь. Надлежало выяснить, понимает ли ребенок в какой-то мере речь. Установив,
что он так же не реагирует никак на легкий укол, мы затем громко сказали: «Вот
я Диму сейчас больно уколю». На эти слова Дима внешне никак не реагировал. Мы
тут же укололи ребенка в руку с такой же силой (легко), как это делали раньше.
На этот укол впервые последовали проявления реакции. Исследование было
повторено с тем же результатом. Таким образом, удалось установить, что
приведенные выше слова ребенком повторно понимались, что ему также не чуждо
адекватное переживание угрозы, что словесное подкрепление усиливает действие
на него болевого раздражителя.
Отметим также вариант исследования мутичного и неподвижного больного, находящегося в состоянии кататонического ступора. Такой больной может не выполнять инструкцию — «Поднять руку!», но выполнить при этом инструкцию — «Закрыть глаза!». Даже такой факт (а их у больного в состоянии ступора может быть получено немало) уже полезен для понимания уровня ступора, а отчасти и механизмов его.
Построение таких вариантов методики исследования весьма важно. Оно значительно расширяет область применения экспериментально-психологического исследования в клинике и существенно помогает клинике, в частности, в выявлении динамики процесса путем повторных исследований. (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 321-330).
См. так же материалы сайта:
* Психология личности. Практикум. Тема 5. Основные подходы к пониманию (автоp-составитель В.А. Урываев)
* Социальная психология личности. Практикум. Тема 5. Общение врача: умение слушать (автор-составитель В.А. Урываев)
* Психологические факторы адаптации к болезни и выздоровлению (по Л.П. Урванцеву)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |